Холодное оружие на Кавказе производится очень давно, еще начиная с четырнадцатого века. Мастерство оружейников ценилось всегда и везде. Кавказ, его историю и военный быт, невозможно представить без красивых, идеально сбалансированных, острых ножей. Параллельно с оружейной отраслью развивались дополнительные ремесла, занимающиеся украшением создаваемого в соседних районах оружия.
В некоторых поселках изготовление оружия могло удовлетворить запросы исключительно местного населения, а других оно смогло развиться в достаточной степени, чтобы превратить в последствии поселения в крупные торгово-производственные центры и начать реализацию своей продукции не только по всему Дагестану, но и в другие районы Кавказа. Нередко мастера уходили на заработки в другие города, и оказывали влияние на местных кузнецов.
В настоящее время в Дагестане предприятие «Кизляр» возрождает забытые традиции клинкового оружия. Можно без преувеличения сказать, что кизлярские ножи сочетают в себе лучшее прошлого и настоящего, развивают и обогащают собой прикладное искусство. Такое положение дел стало возможным благодаря реконструкции старинного наследия дагестанских умельцев.
Кизлярские ножи легко узнать среди прочих ножей, так как дагестанскому оружию свойственны некоторые черты, которые делают его особенным. Клинок у таких ножей чаще всего прямой, при этом его поверхность может быть разделена канавками – долами, количество которых может разниться. Долы не только улучшают прочность и уменьшают вес клинка, но и придают ему особое изящество. Раньше дагестанские ножи и кинжалы доходили до пятидесяти пяти сантиметров длиной. На клинках часто ставили клейма, включающие в себя имена владельцев, дату изготовления, имя мастера, а иногда и какое-нибудь изречение.
Исторически так сложилось, что усиление торговых отношений и образование Кавказской Албании способствовало развитию оружейных ремесел и выделению крупных центров металлообработки на Кавказе. Особо прославился аул Амузги, ковавший не только ножи кизляр, но и великолепные клинки для шашек и сабель. Его производственная деятельность была неразрывно связана с соседним аулом Кубачи, который занимался монтировкой и украшением оружия. Амузгинские кузнецы ковали клинки полностью стальные и стальные с железной сердцевиной. Кроме того, они знали секрет узорчатой сварки, и варили сварочную сталь, которую часто называют сварочным булатом, хотя это и не совсем верно.
Кизлярские ножи из сварочной стали получаются упругими и одновременно с этим более твердыми. Техника формирования сварочной стали состоит в повторном складывании чередующихся пластин – сильно и слабо обуглероженных. В процессе ковки нарушается параллельность слоев, сталь травится кислотами, в результате на металле получается всем известный волнообразный рисунок – слоистый узор.
Если необходимы кизлярские ножи с другим типом рисунка – в виде закрученных полос, то его получают путем скручивания и сварки нескольких пластин. Брусок стали можно дополнительно обработать, подвергая равномерным ударам со всех сторон. При этом будет нарушена слоистая структура стали и обнажатся идущие ниже слои, собираясь в особый «букетный узор».
Позже подобные клинки стали известны кубачинским мастерам, которые использовали разнообразные приемы для украшения оружия. Кизлярский нож может быть покрыт гравировкой, неглубокой гравировкой с заштрихованным чернью фоном – так называемая гладкая чернь и, наконец, украшен самым дорогим и трудоемким способом – глубокой гравировкой с чернью. Подобная техника часто дополнялась матовой точечной чеканкой по полю. Чтобы кизлярские ножи получили нужный узор, необходимо вырезать его из целого куска металла вне контуров узоров. Все эти разнообразные способы украшения клинкового оружия часто дополняются золочением, при котором либо сам фон золотится, либо только узор, либо они оба, оставляя нетронутыми только зачерненные места.
Кизлярский нож легко узнать благодаря орнаменту. Это красивый, растительный рисунок, с множеством бутонов, листьев, цветочных головок. Каждой местности присущ свой специфический орнамент, который отличается не только техникой исполнения, но и разнообразием используемых приемов, деталями орнаментации.
Кроме орнамента кизлярский нож выделяется своей великолепной рукояткой. Их выполняют из самых разных материалов. В ход идет железо, рог, кость, серебро. Костяные или роговые рукояти делают цельными, а металлические представляют собой футляр.
Кизлярские ножи во все времена остаются непревзойденными образчиками оружейного искусства, которые всякий ценитель клинкового оружия стремится заполучить в свою коллекцию.